Процесс архитектуры — Качество
В дискуссиях о современной архитектуре постоянно подчеркивается, что любое явление наших дней обрело решительно иное содержание, нежели в прежние времена, и потому к каждой проблеме необходим принципиально новый подход.
Но так ли это? Ныне говорят о градостроительстве как о новом явлении. Да и сам этот термин возник всего лишь в конце XIX века. Но позвольте! Разве не градостроительные задачи разрешали создатели Парижа, Петербурга, Венеции? Увлеченные масштабом современного строительства, многие архитекторы утверждают, что в наше время отдельное здание уже утратило свое значение. Мы, дескать, мыслим теперь районами, городами. Но разве целое в наши дни перестало слагаться из частей? Должно быть, эта ложная концепция, оправдывающая безликость отдельно взятого здания, объясняет и безличие городской застройки вообще.
В понятия «техника», «научно-техническая революция» вкладывается принципиально новое содержание. Но разве во времена зодчего Доменико Трезини сооружение шпиля колокольни созданного им Петропавловского собора не было сложнейшей технической проблемой? И быть может, более сложной, чем возведение Останкинской телебашни в наши дни? И разве знаменитый мастер Карло Росси не участвовал в научно-технической революции, сооружая покрытие петербургского Александрийского театра? Все относительно в этом мире. Зодчие с полным основанием говорят об огромных социальных задачах, разрешаемых современной архитектурой. Но ведь и старые мастера разрешали социальные проблемы своего времени.
Разумеется, не только количественное, но и качественное содержание любой творческой проблемы сегодня иное, нежели в прошлом. Однако не будем принижать достоинство наших великих предков, тех, кто утвердил в этом мире прекрасное содержание понятия «архитектура». Великие зодчие прошлого четко определили место своего искусства в жизни общества. Они завоевали глубокое уважение людей, и в том числе наших современников. В этом я вижу подтверждение незыблемого положения — главное содержание деятельности архитектора остается вечным. Зодчие призваны одухотворить тот материальный мир, который создает для себя человечество. Остальное оно может сделать и без них.
Итак, не станем лишать понятие «архитектура» его первоначального смысла, того, что всегда приносило людям радость общения с прекрасным. Такое может быть присуще только тому сооружению, тому ансамблю, в котором обнаружится эмоциональное начало, личный творческий вклад зодчего, те неповторимые черты, которые позволят назвать постройку произведением искусства.
И сколько стоит мир, столько необходимо утверждать это вновь и вновь. Должно быть, потому, что всегда находятся люди, стремящиеся упростить задачу, свести ее только лишь к утилитарному, потребительскому назначению.